Каталог товаров
18 апреля 2010, 0:00

Как прекратить расколбас мотоцикла

Как прекратить расколбас мотоцикла


Как пишут отцы гоночных теорий вроде К. Кода, расколбаса просто так на технически исправном мотоцикле не бывает, во всем всегда виноват райдер. Что такое расколбас? Это когда руль начинает неконтролируемо ходить из одной стороны в другую, причем с такой силой, что удержать его практически невозможно.

Различают три стадии расколбаса:

  1. Легкий (шимми, shimmy). Для этого дела характерна небольшая амплитуда колебаний руля, которая постепенно затухает. Как правило быстро проходит, поэтому немногие успевают испугаться и наделать глупостей.
  2. Средний (воблинг, wobbling). Дает больше поводов испугаться. Амплитуда колебаний руля на 1/3 - 2/3 хода руля постоянная или растет. При растущей амплитуде легко переходит в третью стадию.
  3. Полный расколбас (tank slapper). Последняя, самая интересная стадия. Характерна тем, что рукоятки руля лупят по ограничителям хода руля, а если их нет или они сломались, то лупят по бензобаку.

 

Несколько примеров расколбасов можно увидеть на следующих видео роликах:

Для начала - оптимистический ролик, который показывает как это происходит с точки зрения мотоциклиста, а не стороннего наблюдателя. Также видно, что расколбас можно побороть.

Наверное, самый известный в интернете случай танк слэпера на гонке TT Isle of Man. Наглядно показывает, что если ничего не делать, то расколбас не проходит, а приводит к падению.

Расколбас - лучший друг стант-райдера. Если кто считает, что достаточно научиться откручивать газ так, чтобы мотоцикл ездил на заднем колесе, то он ошибается. Нужно еще уметь правильно приземляться. Этот ролик показывает еще две вещи: после таких падений долго и неинтересно болеют, а также то, что мотоцикл может разнести половину машины в щепки. Полезно посмотреть тем, кто не любит уступать дорогу мотоциклистам, думая, что при аварии мотоцикл плавно стечет с брони "танка".

Насколько я могу объяснить эффект расколбаса с физической точки зрения, происходит вот что. Основной причиной является смещение точки контакта переднего колеса в сторону. Затем, колесо пытается вернуться обратно, руль выворачивается в сторону, и возникает сила Кариолиса. Она, как известно, приложена к вращающемуся телу,  лежит в плоскости вращения и перпендикулярна вектору скорости перемещения тела относительно вращающейся плоскости. Если кто не осилил предыдущее предложение: возьмите велосипедное колесо, раскрутите и попытайтесь его наклонить - оно будет сопротивляться. Это и есть действие этой силы, которая приводит к периодическим колебаниям руля.

В реальности расколбас обычно начинается при агрессивном ускорении на выходе из поворота, когда переднее колесо разгружено и под него попадает какая-то неровность дороги. Спортивные мотоциклы с небольшим выносом вилки наиболее сильно подвержены этому явлению, и у них к тому же наиболее мощные моторы, что делает легкое шимми практически повседневным явлением. Впрочем, заметить его можно только на видеосъемке, т.к. при наличии рулевого демпфера и правильной посадки на мотоцикле, шимми затухает втечение долей секунды. Также причиной расколбаса может стать приземление переднего колеса на асфальт под неправильным углом, как показано в последнем видео ролике.

Как бороться с этим явлением? Есть абсолютно тупой, но тем не менее правильный совет - не паниковать. Паника приводит к жесткому хватанию за руль, что только увеличивает расколбас. Повторюсь, что технически исправный мотоцикл, который к тому же оборудован рулевым демпфером, справляется с расколбасом самостоятельно. Ему просто не нужно мешать это делать. Поэтому руки на руле должны быть всегда расслаблены, чтобы колебания руля не передавались на раму через тело райдера. Худшее, что можно сделать - это крепко ухватиться за руль и снять ноги с подножек. В этом случае есть все шансы порадовать окружающих аварией, которая им надолго запомнится.

То, что при расколбасе нельзя пользоваться передним тормозом, подтверждают практически все. Но две теории насчет того, как работать в этом случае с газом.

Первая заключается в том, чтобы поймать наиболее устойчивое положение мотоцикла и резко добавить газ, разгружая переднее колесо, но не отрывая его от асфальта. При этом нужно сидеть, крепко охватив коленями бензобак, и руки должны быть расслабленными. Таким образом, мы даем рулевому демпферу второй шанс сделать свою работу по прекращению колебаний руля, к тому же не теряем динамику разгона. Это работает, но только тогда, когда есть запас по оборотам двигателя и есть куда разгоняться. До вчерашнего дня я использовал только этот способ и был полностью им доволен.

Вторая теория борьбы с расколбасом состоит в том, чтобы перенести массу на переднее колесо и сбросить газ. При этом также не нужно бороться с рулем, т.е. по возможности не препятствовать его колебанию. Понимаю, звучит противоречиво, т.к. сложно висеть на руле с расслабленными руками. Тем не менее, это тоже работает! Вчера этот метод был опробован в реальности.

Я поменял резину на переднем колесе и поехал ее обтачивать, чтобы в эти выходные не чуствовать себя ущербно на крупной мототусовке (для справки: новая резина очень скользкая). После того, как я продемонстрировал свое превосходство в поворотах одному из очень быстрых на прямой "коллег", у меня кажется сорвало крышу и началась езда в поворотах, вплоть до скольжения переднего колеса при сбрасывании газа. В общем, если ехать из Buchenegg в сторону Bonstetten, там на спуске с горы есть поворот градусов на 100, после относительно прямого участка пути. Выруливая на точку входа в поворот, я решил переключиться на первую передачу и вместо нее включил нейтралку (есть дурная привычка недостаточно сильно давить на педаль переключения передач, что поделать - первым мотоциклом была Хонда). Через доли секунды пришло понимание того, что торможения двигателем не будет, и был нажат передний тормоз. Мы с джиксером от безысходности исполнили довольно высокое стоппи, т.к. тормозить надо, и поворот уже совсем близко, кроме того очень помог наклон дороги. И тут пришла пора двигать рулем, т.к. мотоцикл вышел на задуманную траекторию входа в поворот. Двинул я рулем бездумно, на полном автомате. И начался вобблинг на 2/3 хода руля, при движении на переднем колесе со скоростью, близкой к разрешенным 80 км/ч. Как-то тоскливо подумалось, что с этого дня я буду всем рассказывать, что я падал не 7, а 8 раз. Тут же бросил давить тормоз и свел предыдущую задачу к известной - заднее колесо опустилось на асфальт, расколбас продолжался в привычных условиях. Т.к. ускоряться было просто некогда, пришлось проверить, как стабилизировать мотоцикл переносом веса вперед. Для этого я привстал на подножках и наконец включил первую передачу. расколбас тут же исчез, и тут же пришлось довольно резко заваливаться в поворот. Но я практически стоял на подножках, центр тяжести был высоко, поэтому быстрое свещивание на правую сторону показалось просто детским лепетом, по сравнению с предыдущими цирковыми номерами. Все, о чем я написал выше, произошло где-то втечение трех секунд, не более. Поэтому времени на философские размышления о том, что происходит обычно не хватает…