Под контролем
Кевин Шванц
Спросите у Кевина Шванце, главного инструктора и руководителя собственной профессиональной мотошколы (Kevin Schwantz Suzuki School), что труднее всего дается его ученикам, и он тут же ответит, что это подавление панических реакций. «В панику ударяются очень многие, — рассказывает Кевин. — Мотоциклист входит в поворот, и тут что-то идет не по плану: слишком поздно начал притормаживать, поворот оказывается круче или еще что-то — и вместо того, чтобы сохранить спокойствие и решить проблему, пилот начинает паниковать и превращать свой дорожник во внедорожник».
Практически для любого мотоциклиста подавление панических реакций — проблема не менее актуальная, чем для учеников школы Шванца. Сохранить хладнокровие, когда на дороге вдруг возникает что-то совершенно неожиданное (например, на вираже вдруг попадается гравий, на дорогу выскакивает животное или прямо перед вами с боковой улицы высовывается другая машина), удается далеко не каждому. Сохранить контроль над ситуацией трудно — гораздо проще удариться в панику, впасть в ступор и довести дело до настоящей опасности.
По наблюдениям Кевина Шванца, профессионального мотогонщика, сохранять контроль над своими реакциями при
неожиданном развитии событий удается далеко не всем. Как научиться справляться с паникой? Заниматься самодисциплиной и воспитывать в себе уверенностгь знать собственные возможности и возможности своего мотоцикла.
Но, к счастью, при наличии достаточной водительской подготовки и практики, можно научиться подавлять в себе приступы паники и сохранять спокойствие даже в самой сложной и опасной ситуации. Вот какие советы о том, как избежать паники, дает Кевин Шванц своим ученикам.
По словам Шванца, самое главное для сохранения самообладания — это не опускать взгляд и продолжать смотреть на поворот или туда, куда едете. Первая реакция на опасность — это желание уставиться на нее и не сводить глаз. Проблема здесь в том, что мотоцикл едет туда, куда вы смотрите, поэтому, если вы фокусируете взгляд на валяющийся на дороге консервной банке, то именно на нее, скорее всего, и наедете, чтобы успешно миновать препятствие, смотрите вперед, на объездной путь, а не на само
это препятствие и не на обочину дороги.
Если не глядеть на опасный предмет, можно даже уменьшить степень самой опасности. «Паниковать вас заставляет именно сама опасность, так что лучше не зацикливаться на ней, — говорит Кевин Шванц. — Переместите фокус зрения на что-нибудь, что вы можете контролировать, — на свою траекторию или установленную вами вершину виража, в общем, на то, что останется неизменным».
Еще один важный аспект борьбы с паникой — знание пределов возможностей как своих собственных, так и мотоцикла. Если вы точно знаете, с какой силой можете тормозить, не теряя при этом сцепления, или как сильно можете наклонить мотоцикл, не касаясь полотна, в критической ситуации сможете действовать на пределе этих возможностей, не поддаваясь панике. Здесь вам очень могут помочь различные тренировочные базы и мотошколы: на специальном треке можно безопасно и точно определить, где находятся эти ваши пределы, после чего ко всяким неожиданностям на городских улицах вы будете подготовлены уже гораздо лучше.
Многие приходят в школу для опытных пилотов именно для того, чтобы получше узнать пределы своих возможностей
и мотоцикла. На контролируемой территории закрытого трека это делать безопаснее, чем на общей дороге.
Другая распространенная причина паники, которую Кевин Шванц часто наблюдает у своих учеников,— это неверное восприятие скорости и действия мотоциклиста, когда ему кажется, что она слишком высока. «Я постоянно слышу одну и ту же фразу, — рассказывает Кевин. — «Я сумел остановить мотоцикл до того, как вылетел с трека». Лично мне это говорит о том, что причиной проблемы была паника пилота, а вовсе не скорость мотоцикла».
Здесь основная трудность заключается в том, что многие просто не знают, на что способна их машина. «Всегда непросто объяснить человеку, например, с какой силой он на самом деле может тормозить — говорит Кевин. — Он думает, что при сильном
торможении переднее колесо тут же пойдет юзом - на самом деле, совсем не обязательно». Сильное сжатие переднего тормоза необязательно приведет к заносу переднего колеса. А даже если юз все же начинается, это достаточно легко исправить: нужно
сразу же отпустить рычаг и сжать его снова, только
с меньшей силой.
Существует много способов доказать пилоту, что на самом деле он ехал не так уж и быстро и что, если бы он не запаниковал, то справился бы с ситуацией без особых проблем. Главное здесь, по словам Кевина Шванце, это уверенность в своих силах. Зная
свой мотоцикл, собственные возможности (и их пределы) именно на этом мотоцикле, вы всегда сумеете сохранить хладнокровие даже в очень напряженной ситуации. Умение и опыт всегда побеждают панику.