Исповедь механика: об этом приходится молчать
Андрей Трифонов
Все мотоциклисты делают это: рано или поздно, часто или не очень наведываются в сервис «подлечить» своего двухколесного друга. Причина визита (ТО, ремонт, настройка…) любая. Результат для всех вариантов единый — попадание на некоторую сумму «зеленых». Как и чем определяются ее размеры? Честны ли на руку работники мотосервисов? Можно ли уберечься от надувательства? Да и кто эти люди в замасляной спецодежде?
Признаюсь, что идея написания этого материала вынашивалась давно. Сколько раз за свою жизнь пришлось общаться с сервисменами и не сосчитаешь! Имея и некоторый собственный опыт работы в этой области, всегда с интересом наблюдал за процессом обслуживания «коллегами» или слушал мотивацию того или иного поступка при ремонте. Васька слушает, да ест!
Ох уж эти сказочки… Поначалу некоторым нюансам не придавал значения. Все мы не безгрешны, всем надо зарабатывать деньги и крутиться. Но со временем кусочки сервисной мозаики образовали довольно непритязательную картину, имя которой «надувалово». Парни, пришло время сказать честно: нас разводят, как мальчиков, и это считается за должное! Пусть каждый механик — кузнец своего счастья, но не настолько же! Приведенные ниже монологи — результат общения с самыми различными по статусу и квалификации работниками столичных и провинциальных мотосервисов. Так как беседы проводились на лично-компанейском уровне и чаще чуть ли не «за бутылочкой пивка», оставляю за собой право изменить фамилии и выбросить из речи ненужную шелуху. Важно донести до читателей психологизм процесса.
Дмитрий Жернов, стаж работы в мотосервисе пять лет:
— Люди приезжают на техобслуживание — то бишь за новыми маслами, фильтрами и свечами… И автоматически попадают на замену антифриза, тормозной жидкости и прочего — всех расходных материалов, которые можно в течение часа-получаса оперативно поменять. Такое практикуется сплошь и рядом. Нет, никогда не навязываем «расширенную программу». Просто человеку легко внушить, что во избежание эксплуатационных проблем ТО мотоцикла нельзя рассматривать узко по-автомобильному. Никто же не будет возражать, что мотоцикл — техника опасная. Случись что, на скорости и костей не соберешь. В общем, береженого — не Бог бережет, а тотальное обслуживание. Не без «темной» стороны дела — часть расходников, оставшихся после ТО, благополучно прикарманиваются или ставятся в счет другим клиентам. К тому же, владельцы иномарок — люди обеспеченные. Для большинства несколько десятков «грин» сверху не меняют картину, особенно, если речь идет о личной безопасности. Вот так и работаем…
Константин Дашкевич, стаж работы в мотосервисе четыре года:
— Это «масленщики» — владельцы совкоциклов в состоянии на слух или по подтекам определить «болезнь» аппарата. Иномарщики в лучшем случае знают, где находятся свечи и карбюраторы. Даже если и понимают, как обслуживать, все равно приезжают к нам. Современные мотоциклы не так-то просто починить в гараже на коленке. Но если такса за ТО уже как-то известна и на этом денег особо не сделаешь, то самый лакомый для механика кусок — байк с неисправностью. Дело в том, что ни один спец не возьмет на себя ответственность (если даже уверен, то не подаст виду) дать окончательный диагноз. «Поглядим, пощупаем…» Клиент оставляет машину на диагностику, а она может показать что угодно. От засора в карбах до неполадки в электрике. Понятно, что любой механик может развести такую цепную теорию, что мало не покажется. Результат — клиент платит бабки по полной — и за реальное и за выдуманное «звено». А поймать за руку здесь нельзя…
Евгений Матрехин, работал в сервисных услугах три года:
— Раньше даже не заикнулся бы об этом. Потому что среди механиков наших сервисов есть негласный закон, чуть ли не табу — покрывать друг друга. Все мы варимся в одном котле, со многими дружим и тусуемся. В общем, скованные одной цепью. О всех упертых или неправильных клиентах передают по «живой цепочке», о засадных байках становится известно практически сразу во всех сервисах. Конечно, конкуренты могут говорить друг о друге нелицеприятные вещи, но они не касаются самого процесса. Клиент, конечно, вправе искать где дешевле и лучше, но это только внешняя сторона дела. Разведут везде.
Это целая наука. Хороший механер — прежде всего психолог, который всегда общается на уровне клиента, уважает его знания и пожелания. Как правило, когда клиент чувствует, что его понимают, он готов башлять и башлять. Если честно, то я за свой сервисный стаж не видел ни одного честного механера. Есть тупые, хитрые, добродушные, но вот с порядочностью у нашего брата проблемы. Аппетит, как известно, приходит во время еды. А если учесть, что часто зарплата напрямую зависит от выручки, то выводы ясны.
Александр Прохоров, работает механиком два года:
— Всегда оставляю право выбора за клиентом. Он сам должен «созреть» до ремонта и, как следствие, до затрат. Есть, конечно, люди которым все равно сколько и за что платить, но большинство считают деньги. Многие «типа разбираются» в «железе». Зачем разочаровывать человека? Несколько встречных вопросов и становится ясно, какой уровень понимания у клиента. Дальше дело техники — объясняешь, что, где и за сколько надо починить. Никакого обмана — клиент сам строит себе ловушку. К тому же, для большинства мотоцикл — не транспорт, а дорогая игрушка, в которую приятно вложить деньги. Да что там говорить! На Смотровую съезди и послушай, о чем судачат драйверы. Кто сколько денег вбухал в тюнинг или обслуживание своей тачки. У нас тусовка не ездит, а красуется друг перед другом…
Михаил Монин, работал механиком в нескольких мотосервисах на протяжении пяти лет:
— Эта профессия прибыльная во всех отношениях. Во-первых, общаешься с разными людьми, которые тебя уважают и прислушиваются. Дружба с некоторыми клиентами зачастую взаимовыгодна. Во-вторых, деньги можно делать не отходя от кассы — народ в последнее время валом валит. Причем, настолько несведущий в технике, что диву даешься. Такого обуть сам Бог велел. Сколько получается? Считай сам: полное ТО тянет в среднем на $170–200, но, как правило, клиент отдает за все про все 400–500 «грин». Японский секонд-хэнд, сами понимаете (лукаво смеется), техника не свежая и часто «косячная». Вот и на вылечивание этих «углов» и идут «допсредства». В-третьих, хороший бизнес для механера — покупка у клиента его мотоцикла по дешевке. Как? Очень просто! Человек приезжает на ремонт, а ему говорят: да у тебя этот узел на исходе, а там вообще чума. Типа как ты еще ездишь? Естественно, что парень в ужасе либо желает отремонтироваться (его уверяют, что это слишком накладно) или побыстрее сбагрить аппарат. Часто в сговоре бывают мастера других сервисов, куда клиент может обратиться на перепроверку. Если учесть, что при нынешней моде на все двухколесное за рулем ездит множество профанов, то удаются очень хорошие варианты. Такой мотоцикл обычно уже через пару недель находит своего нового хозяина. Прибыль с перепродажи достигает нескольких тысяч долларов.
Семен Канский, стаж работы в сервисе шесть лет:
— Поиметь денег на работе всегда считалось и считается за должное у мастеров авто и мотосервисов. Это нормально — это наша действительность, и ничего не поделаешь. Пока механики не будут получать достаточно денег за свои услуги (а это вряд ли скоро случится), все останется как есть. Весь прикол заключается в том, что ситуация в мотосервисе сейчас напоминает автомобильную десять лет назад, когда все работы выполнялись по принципу самообучения. Я захватил еще то время, когда механики звонили друг другу с восхищением: мы тут двигло «Кавы» разобрали… Никосиль! О-о! Это я о том, что у наших мотомастеров нет никакого профессионального уровня. Все мы вышли из гаражных мастерских, самоучки! Неважно, под какой вывеской работает мастер — крупного дилера или в вагончике-бытовке. Уровень подготовки примерно одинаковый и не зависит от количества инструмента или стендового оборудования. Конечно, приятно, когда везде евроремонт и на ресепшене девушки в мини-юбках. Но это внешняя сторона дела, которая лишь расслабляет клиента. Там в недрах этого фирменного сервиса работают те же дяди Васи, что и за углом. Да что тут говорить: мотоциклисты уже давно заметили определенный круговорот мастеров в мотосервисе. Кто чуть поопытнее ищет, где платят больше и лучше. На их место приходят новые и новые.
Вот что еще поведали мне «разведенные» на разговор механики. При том, что они считают обуваловку нормальным процессом — дескать, все на взаимовыгодных условиях — многие уверены, что ситуация может измениться в лучшую сторону в мелких сервисах, где дорожат собственным престижем и мнением клиента. Многие из нас уверены, что добившись компанейского расположения у мастера или став постоянным клиентом или почти другом, можно схалявить на ремонте. Блажен, кто верует — таких «друзей» у механиков сотни.
Исправить ситуацию может только четкая тарификация услуг без эфимерного нормо-часа и «техническая подготовка» нашего брата потребителя, но нужно ли нам это? Нам же кататься надо! Поймать на разводилове невозможно — клиента не вынуждают платить, а предлагают. Так что победить проблему может только время. Кстати, о подобных сложностях частенько пишут зарубежные мотоиздания. Проводятся инспекции и рейды, но воз и ныне там. Может быть, и нам просто не обращать на все это внимание, как наши коллеги автомобилисты, а просто принять за должное? Не уверен, что это правильно. Техническое невежество зачастую приводит не только к лишним финансовым растратам, но и к риску для жизни. Так что совершенствуйся, брат мотоциклист, а то проиграешь!
Материал взят с сайта журнала "Моторевю"
Постоянный адрес статьи:
http://www.motoreview.ru/archives/mr03-02/special/special.htm