Памятка покупателям мото-секонд-хэнда
Доверяя — проверяй!
Маркетологи уверяют — в этом году произойдет небывалый всплеск покупательской активности, и особенно в секторе рынка подержанной импортной мототехники. Уже сейчас многие задумались о покупке мотоцикла, присматриваются к ценам и моделям. Тем, кто впервые собирается это сделать, будет полезно узнать некоторые тонкости при приобретении. Стоит ли покупать аппарат в первом попавшемся мотосалоне? С машинами каких ценовых групп надо «держать ухо востро»? На что обращать внимание в документах? На эти и другие вопросы дал развернутый ответ наш читатель Валентин Скоробогатов из Москвы. Меняя по паре мотоциклов в сезон, он в тонкостях разобрался в нюансах российской мототорговли и готов поделиться своим опытом.
Каждую весну, как, впрочем, и в сезон, шквал звонков — друзья, знакомые знакомых или вообще какие-то случайные встречные умоляют помочь им в выборе мотоцикла. Дескать, ты уже с десяток лет этим занимаешься, а мы даже не знаем, где у японского байка пробка бензобака расположена... Льстят, конечно, но смыл в том, что ежегодно пополнить наши ряды собираются очень многие, и многие из них совершенно удалены от мототемы. Вот и решил написать ненавязчивую памятку для начинающих пользователей.
Что прежде всего? Мир вокруг нас кардинально изменился. Практически исчезли «торговцы из-под полы», да и убранство магазинов, даже торгующих секонд-хэндом, стало на уровень выше. Поэтому, наверное, мало кому сейчас придет в голову приобрести «японца» где-нибудь в полуподвальном загоне, где аппаратов раз-два и обчелся. Впрочем, внешняя сторона дела — не главное. Куда важнее поинтересоваться, а лучше и увидеть воочию там сервис и механиков этой фирмы (причем, они должны быть пользователями все тех же «японцев»). Если таковых не имеется, а продавец пускается в туманные рассказы, что надо подъехать туда-то, спросить того-то, лучше уносите оттуда ноги. В таком месте, скорее всего, работают по принципу «продал и забыл».
Конечно, для многих кажется весьма заманчивой и выгодной покупка мотоцикла с рук по объявлениям. Не спорю, бывают хорошие варианты, но при этом важно понимать — случись что, и концов не найдете. Самое обидное, если случайно потеряете «бумаги». Ни один из частных продавцов даже пальцем не пошевелит вам помочь в их восстановлении, тогда как в салоне секонд-хэнда эта услуга выполнима по определению. И еще, не стоит доверять тем, кто утверждает, что может привезти интересный вам аппарат, да еще заметно дешевле, чем он стоит в салоне. На моей памяти ни один такой «выгодный вариант» не заканчивался успешно. В лучшем случае человек возвращал деньги (в конце сезона!) или привозил совершенно иную машину с «вылеченными бумагами».
Чего надо бояться как огня, так это виртуальных магазинов. Странно, но находятся отчаянные головы, которые могут выложить «зеленые» за интернет-изображение машины. Скажите мне, если этот мотик, что на фото, такой распрекрасный, то почему он до сих пор не продан, к тому же за такую приемлемую стоимость? А ведь зависание товара в торговле недопустимо. Или кто-то занимается благотворительностью? Впрочем, где и как покупать — решать вам. Хорошо, если деньги обратно вернут. Кстати, даже законопослушные японцы не рискуют связываться с интернет-торговлей в своей стране.
Разумным подавай «живой» товар, и это правильно. Допустим, магазин, торгующий подержанными мотоциклами, выбран. Возникает вопрос: что берем? Признаюсь, однажды был свидетелем такой ситуации. Отец собирался купить сыну мотоцикл. Денег у них было около $4000. После долгих мытарств решили купить... два мотоцикла. Какие-то древние (по документам, конечно, посвежее) «четырехсотки». К чему все это? Никому не советую приобретать «япошек» ценовой группы до $2000. Для многих не секрет, что это машины, восстановленные из ничего. Только представьте: если у нас мотоцикл стоит этих денег, сколько он стоит на родине? Уже оскомину набила поговорка о сыре в мышеловке. Естественно, любой из нас ищет золотую середину: купить машину подешевле и при этом поновее. За копейку канарейку? Поверьте, рынок уже стабилизировался, и каждый аппарат стоит определенных денег. Низкий ценник должен настораживать, особенно, если это ходовая модель.
Поинтересуйтесь у продавца о причине демпинга. Быть может, низкая стоимость оправдана. Это кажется странным, но порой только продавец объективно расскажет о недостатках или достоинствах того или иного экземпляра. С чего, скажете, ему верить? Просто для нормального салона совсем не интересно, чтобы клиент привез купленный аппарат через пару дней и начал качать права.
Здесь всплывает еще одна интересная тема. Было время, некоторые салоны заманивали народ обещаниями полной предпродажной подготовки. Все это вранье, если, конечно, речь не идет о все тех же мотоциклах низких ценовых групп, которые без этой «подготовки» не смогут сдвинуться с места. Ловиться на такой «бонус» не стоит. Ведь понятно, что предпродажной подготовки требует только «хворый» аппарат. А если машина пришла в состоянии «сел и поехал», зачем на ней менять все жидкости или расходники? Согласитесь, странно найти на только что пришедшем из Японии мотоцикле тормозные колодки Lucas. Лучше взять машину без подобной подготовки. Грамотный владелец, купив подержанную технику, сам проведет полное ТО. Признаюсь, если в салоне вижу начищенный и наполированный агрегат, к нему подхожу в последнюю очередь.
Теперь «бумажный» вопрос. Лучше, если в салоне продаются мотоциклы, прошедшие операцию снятия-постановки с учета в ГИБДД, имеющие ПТС с отметкой об этом. Не рекомендовал бы покупать зарегистрированный аппарат по доверенности. Бывали случаи, когда «купленный» мотоцикл оказывался в розыске. По ПТС можно легко отследить «жизнь» машины. Если документ выдан таможней, а не ГИБДД, то дата на нем означает время, когда мотоцикл был завезен в Россию. Если же ПТС выдан ГИБДД, то такая информация вам не доступна. Причем это не означает, что предыдущий владелец запутал следы. Просто на многих ПТС, выданных, например, дальневосточными таможнями, попадается очень много исправлений, и ГИБДД считает должным заменить такой документ на правильный. Что интересно, совершенно нормальным считается «подлечить» аппарат (заявить в ПТС более «свежий» год выпуска) или, наоборот, «опустить».
Если раньше с этим делом наблюдался полный беспредел — мало кто разбирался в модельных годах «японцев», и можно было запросто выдать «четырехсотку» 1986 года за модель 1994 года, то сейчас все, как говорится, в разумных пределах. Клиент хочет модель 2001 года и при этом хочет выиграть в деньгах? Нет проблем, но для коммерческой выгоды такую машину «опустят» в ПТС до того времени, когда начинался ее модельный год. На другом конце — те же варианты. Модель могут «обновить», но, опять же, в пределах ее годов выпуска.
Кстати, выяснить реальный «день рождения» того или иного «японца» не так просто. VINа у них, как известно, нет, а японцы определяют год выпуска по номеру рамы. Старинный способ определения года выпуска по тормозным шлангам (он там написан) достаточно достоверен. В общем, не бойтесь, что вам «впарят» древний мотик по цене
пятигодовалого. Подобными процедурами мало-мальски известные салоны уже давно не грешат. И еще, не плохо бы перед посещением магазина изучить (или взять с собой) один из выпусков каталога «Мотомагазин» за прошедшие годы или «Историю японских мотоциклов» — по ним вы сможете определить год начала выпуска той или иной модели.
Продолжая тему, вспомню о так называемых аукционных и стоковых мотоциклах. Ох уж эти сказочки по поводу халявных японских цен! Признаюсь, сам был в плену иллюзий, пока не почитал объявления категории for sale в их журналах. Цены мало отличаются от наших! А значит, чудес не происходит, и то, на чем мы ездим или хотим ездить, — более-менее опущенные в стоимости по какой-либо причине варианты, где на разнице и можно сделать бизнес. Покупка на аукционе не является гарантией качества. Ведь там продаются и заведомо неисправные аппараты, но с соответствующей оценкой. Документ, подтверждающий эту оценку, просто не имеет защиты от фальсификации — японцам и в голову не придет его подделывать, а в России ксерокопия такого бланка стоит пару рублей.
Так что делайте выводы, господа… К тому же, у дилеров-посредников покупать проще, чем ждать момента на аукционе. Кроме того, известно, что посреднику можно технику вернуть обратно, если что не так, а аукцион работает по принципу «билет в один конец»... Поэтому большинство российских фирм работают именно с посредниками, а с аукционами связываются только при настоятельных пожеланиях проверенных клиентов.
Но вернемся с небес на землю. Продавцы и покупатели... Скажу честно: тем, кто не особо разбирается в «железе», не стоит напускать на себя умный вид. Со стороны это выглядит смешно. Лучше оставаться таким, каков есть, и довериться продавцам. Не выгодно им сейчас вас надувать. А вот торговаться нужно обязательно. Причем, если продавец довольно быстро опускает планку, это тревожный звоночек. Если же упирается и говорит, что это предел при любых вариантах, то наверняка так оно и есть. Расхожее мнение, что покупка подержанных мотоциклов — игра в русскую рулетку, я полностью отметаю.
В нормальном салоне не только укажут на «косячки», но и обязательно дадут прокатиться. Причем пробный тест-драйв (естественно, с внесением в залог полной стоимости) не должен ограничиваться проездом вокруг ближайшей палатки. В уважаемых салонах обычно говорят так: давайте залог, вернете мотоцикл завтра, если что не так. По-моему, это уважающее статус потребителя решение. И никогда не стесняйтесь высказать претензии, если, конечно, они возникли через день-другой. Такие вопросы салон должен решать совершенно бесплатно.
Чем еще отличаются хорошие мотосалоны? В прейскуранте должна иметься услуга по покупке техники по предоплате, на заказ. Если вы решились на это (а в этом я не вижу ничего плохого), то оговорите заранее — вернет ли деньги салон, если вам что-то не понравится в машине. Хороший салон всегда делает это, за исключением случаев, если заказ касался редкого эксклюзивного мотоцикла.
Тем не менее, на сегодняшний момент в России нет схемы, абсолютно гарантирующей беспроблемную покупку мотоцикла на вторичном рынке. И не потому, что нет порядочных продавцов. Просто последние часто могут стать заложниками своей порядочности. Все на грани... но чем крупнее фирма, тем меньше вероятности, что нашего брата обманут.
Когда лучше покупать мотоцикл? Резонный вопрос. Самые грамотные мотоциклисты, желающие сэкономить деньги и не спеша подобрать необходимое, заказывают машину уже осенью, максимум ближе к концу года. Чем ближе начало сезона, тем меньше вероятность, что кто-то возьмется за осуществление заказа. Тем, кто любит покупать «живой» товар, лучше настроиться на выбор аппарата под занавес сезона или зимой. Как говорится, без шума и пыли, за минимум предоплаты и окончательной стоимости. Весна — не лучшее время для приобретения двух колес. Это период самых высоких цен, да и ассортимент в салонах тает на глазах. Так что спешите, пока не сошел снег, выбирайте байк по достатку и возможностям. Поверьте, не так страшен черт, как его малюют, но знать о присутствии его все же стоит.
Материал взят с сайта журнала "Моторевю"
Постоянный адрес статьи: