Каталог товаров
20 октября 2010, 0:00

Правила прохождения поворотов на мотоцикле

Правила прохождения поворотов на мотоцикле

Чтобы пройти поворот,мало просто повернуть руль - это более сложный процесс. В этом разделе мы расскажем,что нужно для того,чтобы он успешно состоялся.

Двух одинаковых поворотов, как и двух одинаковых мотоциклистов, не бывает. При этом повороты часто следуют один за другим, поэтому вход и выход из них нужно продумывать заранее, планируя каждый свой шаг и применяя различные водительские стратегии.

 

Следуйте правилу «Увидеть, оценить, сделать», Чтобы максимально безопасно и правильно пройти вираж, нужно уметь анализировать визуальную информацию и вовремя выполнять действия, соответствующие ситуации. Очень важный момент: умелое прохождение виража - это приобретаемый навык, дело техники, которую нужно постоянно нарабатывать. Почти половина мотоциклетных аварий с летальным исходом - это аварии без участия других машин, в них мотоциклист разбивается, так сказать, самостоятельно, и очень часто это происходит именно на вираже.

Дальше мы расскажем о том, как овладеть этой важной и нужной техникой прохождения виража.

 

Когда вы в достаточной степени овладеете техникой прохождения виража, крутые повороты станут для вас самым любимым аттракционом.


Зрение

 

Большую часть информации, необходимой для безопасной езды, мы получаем через зрительное восприятие. Глаза получают определенные данные, которые передают мозгу, он их интерпретирует и оценивает. Следовательно, чем лучше вы видите, тем безопаснее едете. Всегда защищайте глаза: носите очки, если они нужны, следите за тем, чтобы визор шлема был чистый, без царапин, не тонируйте его слишком сильно - все это очень облегчает процесс оценки ситуации на дороге.

 

Но хорошее зрение - это только начало; не менее важно и знать, куда смотреть, и действительно видеть то, на что вы смотрите. Неопытные мотоциклисты часто просматривают дорогу на недостаточно большое расстояние перед собой. Опытные же смотрят дальше, охватывая взглядом гораздо большую картину. Такой «открытый» взгляд, как минимум на 12 секунд вперед, позволяет водителю заметить гораздо больше подробностей общей ситуации на дороге и заранее спланировать действия, которые могут понадобиться в ближайшем будущем.

Это как ехать на машине с ближним или с дальним светом фар. Начинающие часто ездят в «режиме ближнего света», слишком фокусируясь на мелочах - объектах на обочине, ямах на дороге и всем том, что находится непосредственно перед ними. Разумеется, за всем этим тоже нужно приглядывать, но все же «переключение на дальний свет» значительно расширяет визуальное поле и позволяет раньше воспринять важную информацию: заметить скопление машин на перекрестке, подъем или поворот впереди, дефект дорожного полотна - и при этом еще останется достаточно времени, чтобы оценить возникшую ситуацию и адекватно на нее среагировать.


Обзор ситуации

Безопасность требует, чтобы на дороге вы постоянно переводили взгляд с одного на другое, чтобы увидеть как можно более широкую картину. Выискивайте взглядом факторы, которые могут стать для вас опасными. На подходе к повороту оцените обстановку как можно более тщательно.

Какой это поворот - крутой или достаточно широкий? Есть ли на обочине объекты, на которые нужно обратить особое внимание, - животные, люди, машины, например? Это одиночный поворот или же первый в целой серии виражей? Не уменьшается ли у него радиус? Могут ли вам помешать другие машины? Обо всем этом нужно подумать заранее; поэтому поле вашего зрения должно быть максимально широким, чтобы вы смогли собрать достаточно информации для ответа на эти вопросы.

Оценив общее положение дел на дороге и вираж, который вам предстоит пройти, переключитесь на более конкретные детали. В какой точке лучше войти в вираж и в какой из него выйти? Где находится вершина этого виража? В порядке ли дорога в этом месте, нет ли на ней гравия, опавших листьев? Нет ли там еще чего-то, что может помешать, - камней, погибших под колесами животных, масляных пятен? На мгновение зафиксируйте взгляд на разных точках виража - этого хватит, чтобы заметить и оценить все эти детали. Причем их нужно именно заметить и оценить, а не просто посмотреть на них. Избегайте такого явления, как фиксация на цели, потому что мотоцикл поедет туда, куда смотрит пилот. Вполне может получиться так, что, зафиксировав взгляд на каком-то объекте, вы именно на него и наедете. Заметьте препятствие, измените траекторию, если нужно, но не задерживайте на нем взгляд слишком надолго. Смотрите туда, где хотите оказаться.

 

Выбор траектории

 

Выбирая наилучшую траекторию прохождения виража, подумайте, как эта траектория повлияет на сцепление вашего байка с дорогой. Помните: главные потребители сцепления на вираже - это скорость его прохождения и радиус поворота.

Чем круче поворот и выше скорость, тем больше угол наклона и тем больше вам понадобится сцепления; на более широком повороте и на меньшей скорости входа в него мотоцикл будет держаться более прямо, так что и сцепления ему нужно будет меньше.

 

Правильно выбрав траекторию на вираже, вы уменьшаете действие боковых сил на шины, а значит, и уменьшаете расход сцепления. Если, например, траектория широкая, сцепления будет больше, потому что меньше и наклон мотоцикла, и время, что вы проведете в самом низком положении. Если вы едете по обычной дороге и вся полоса в вашем распоряжении - используйте ее.

Как показано на схеме 14-1, войдите в поворот с внешней стороны, пройдите его по траектории, ведущей к внутренней стороне, выйдите у его внешнего края. То есть в случае правого поворота входите и выходите ближе к центральной линии (на двухполосном шоссе); в левый поворот входите и выходите с внешней стороны своей полосы. Так вы сможете наилучшим образом использовать имеющееся у вас на дороге пространство, траектория будет самой безопасной, времени в наклоне вы проведете меньше, и поле зрения у вас будет шире.

Чтобы выбрать идеальную траекторию, нужно определить вершину, или центральную точку виража. Вершина виража - это точка, в которой вы окажетесь ближе всего к внутренней стороне виража. От положения вершины (а его определяете вы сами) будет зависеть, насколько гладкой получится траектория и как аккуратно вы пройдете этот вираж. Вершина виража не всегда находится прямо посередине его. Расположить ее можно в разных местах - ближе или дальше - это будет зависеть от каждого конкретного поворота.

 

Виды поворотов

 

В общем и целом все повороты можно разделить на три группы: повороты с постоянным, с увеличивающимся и с уменьшающимся радиусами. В повороте с постоянным радиусом (схема 14-1) радиус не меняется на протяжении всего виража. Такой поворот лучше всего проходить как можно ближе к внешней стороне полосы. При правильном выборе траектории вершина виража придется на его середину, а выйдете вы из него максимально близко к внешней границе.

Всегда помните о том, что ваша цель - максимально «расширить» поворот, чтобы сохранить как можно больше сцепления и уменьшить угол наклона. Поворот с постоянным радиусом - это базовый тип поворота, вершины других поворотов мы будем сравнивать с местоположением его вершины.

 

Поворот с увеличивающимся радиусом (схема 14-2) - это поворот, который ближе к выходу расширяется (то есть радиус у него увеличивается). Это довольно простой для прохождения поворот, склонный прощать ошибки пилота и вход на слишком высокой скорости. Здесь самой широкой будет траектория, на которой вершина виража будет располагаться ближе средней точки поворота. Это так называемая ранняя вершина, она позволяет сделать траекторию в первой части виража более прямой, а значит, и наклон в таком повороте будет меньше. Если проходить этот поворот по той же траектории, что и поворот с постоянным радиусом, то есть с вершиной на его середине, его первую часть придется проходить под слишком острым углом, и полностью использовать имеющееся пространство дороги на выходе из него не получится.

 

Распространенная ошибка неопытных мотоциклистов на повороте, и особенно на повороте с увеличивающимся радиусом, - это задавание одному повороту сразу нескольких вершин.

 

Обычно происходит это из-за того, что они не просматривают и не оценивают весь поворот, до самого его конца, - потому и приходится потом рулить от одной точки виража до другой. Это требует постоянной корректировки линии движения, поэтому часто мотоциклист проходит весь поворот, виляя из стороны в сторону. Чтобы такого не случалось, смотрите как можно дальше вперед, не опускайте глаза, входите в поворот на умеренной скорости.

Поворот с уменьшающимся радиусом (схема 14-3) - это поворот, который ближе к выходу сужается (то есть радиус у него уменьшается). Это самый сложный вид поворотов, именно здесь чаще всего и случаются неприятности.  

Самая распространенная ошибка пилота на таком вираже - это прохождение вершины слишком рано.

 

Из-за этого на полпути приходится корректировать траекторию и/или скорость, иначе есть риск выйти из поворота слишком широко и оказаться на встречной полосе движения. Здесь вершину лучше отложить дальше, за середину поворота.

 

Отложенная вершина требует снизить скорость входа, и, как результат, угол наклона тоже получится меньше, так что в резерве останется больше сцепления и больше пространства, чтобы скорректировать траекторию, если поворот окажется еще круче, чем вы ожидали.

Повороты с уменьшающимся радиусом особенно коварны, потому что по самой своей природе они закручиваются на самих себя и чаще всего оказываются «слепыми», так что вы не узнаете, что будет впереди, пока не заедете уже достаточно далеко.

 

Въезжая в «слепой» поворот, лучше всего сразу готовиться к худшему - что он окажется поворотом с уменьшающимся радиусом. При благоприятном раскладе вы просто получите приятный сюрприз - вас будет поджидать поворот с постоянным или увеличивающимся радиусом; в наихудшем случае у вас будет еще шанс успеть скорректировать траекторию или скорость в соответствии с этим сужением радиуса. В любом случае, откладывая в «слепом» повороте вершину дальше, вы отодвигаете свою границу безопасности и увеличиваете обзор на входе в поворот.

До сих пор мы говорили только о выборе вершины виража в одном-единственном повороте. Но вопрос выбора вершины значительно усложняется, когда речь заходит сразу о нескольких последовательных поворотах: здесь точка выхода из одного виража будет определять точку входа в следующий. И идеальная траектория прохождения одного отдельного виража не всегда будет таковой для цепочки переходящих из одного в другой поворотов. Представим себе два последовательных поворота, где первый - с постоянным радиусом, а второй - поворот в другую сторону с уменьшающимся радиусом, как на схеме 14-4.

 

 

 

 

Несколько поворотов подряд проходить интересно, но они требуют особого внимания к дороге впереди и особой осторожности в том случае, если дорогу за поворотом вы не видите.

Здесь, если вы выберете для первого поворота нормальную, то есть центральную вершину, во второй поворот вы войдете не с той стороны полосы. Гораздо лучше в такой ситуации будет отложить вершину первого виража дальше - так вы выйдете из него ближе к центру полосы, откуда вам будет удобнее входить во второй поворот.

Здесь, если вы выберете для первого поворота нормальную, то есть центральную вершину, во второй поворот вы войдете не с той стороны полосы. Гораздо лучше в такой ситуации будет отложить вершину первого виража дальше - так вы выйдете из него ближе к центру полосы, откуда вам будет удобнее входить во второй поворот.

Этот последний пример особенно показателен с точки зрения того, как важно постоянно контролировать свою скорость и просматривать ситуацию на 12 секунд вперед. Думайте о следующем повороте еще до того, как определите траекторию и вершину предыдущего. Хотя иногда, даже при соблюдении всех этих правил, идеальную траекторию прохождения нескольких последовательных поворотов выстроить бывает непросто, потому что дорога на такое расстояние вперед просто не просматривается. В таких ситуациях, особенно на новой, незнакомой трассе, лучший способ избежать беды - это входить в повороты на низкой скорости.

 

Скорость приближения к повороту

Шины мотоцикла имеют максимум сцепления, когда он находится в вертикальном положении, под углом 90° к дороге. Поэтому сбрасывайте скорость до входа в вираж, пока мотоцикл еще едет прямо, - в повороте начнут действовать боковые силы, которые будут забирать сцепление, так что для торможения его может и не остаться. Приближаясь к повороту, постепенно замедлитесь - делайте это аккуратно, не закрывайте «газ» резко, чтобы не вызвать резкого перемещения веса на переднее колесо и не нарушить равновесие передней подвески. Применяйте оба тормоза, аккуратно и дозированно.

Если скорость нужно уменьшить значительно, перейдите на низшую передачу; аккуратно работайте сцеплением, чтобы на входе в вираж не нарушить равновесие шасси.

Скорость входа в вираж

Выбор скорости входа в вираж - достаточно сложное решение, которое будет зависеть от наблюдений, сделанных вами на подходе к этому виражу. За это время вы должны заметить как можно больше: как далеко просматривается дорога, радиус поворота, наклон полотна, состояние дороги. Идеальная скорость входа в вираж на ровной дороге или на подъеме - это та, которая позволит вам понемногу добавлять «газ» на протяжении всего виража. Если на середине виража вам вдруг придется тормозить или закрыть «дырку», скорее всего, это значит, что в поворот вы вошли слишком быстро (за исключением случаев, когда тормозить приходится по причине внезапно возникшей на пути опасности). В идеале скорость входа должна быть такой, на которой вы сможете благополучно пережить самый худший вариант развития событий.

Будьте особенно внимательны и осторожны при выборе траектории на вираже, когда едете в группе других мотоциклистов. Многие часто просто бездумно следуют за человеком, едущим впереди, - а это очень опасная практика, которая может заставить ехать на пределе и своих возможностей, и возможностей мотоцикла. Самая распространенная ошибка в такой ситуации - въезжать в поворот на очень высокой скорости, слепо следуя за лидером, что на середине виража может привести к панике и даже аварии. Имейте в виду, что впереди, как правило, едет очень опытный мотоциклист, возможно, желающий пройти этот поворот быстрее и под большим наклоном, чем вы на то способны. А может, он сам ошибся и вошел не на той скорости! Слепо следуя за ним, вы просто повторите его ошибку. Когда едете в группе, двигайтесь в своем темпе - только вы знаете свои и возможности вашего мотоцикла

Подводя итоги

Итак, главные элементы поведения на вираже: заранее планировать свои действия, оставлять для себя достаточно пространства на дороге, управлять мотоциклом максимально аккуратно, не делая резких движений. Старайтесь просмотреть весь вираж, чтобы спланировать точки входа, выхода из него и его вершину.

Если просмотреть весь вираж невозможно, входите в него на умеренной скорости - ускориться на вираже всегда легче, чем замедлиться. На подходе к виражу аккуратно притормозите, используя оба тормоза, и переключитесь на нужную передачу. Чтобы увеличить дорожный просвет и «успокоить» подвески, на вираже аккуратно добавьте «газу», постоянно увеличивая его по мере приближения к выходу. Следите за скоростью, углом наклона мотоцикла, за поверхностью дороги, траекторией движения; всегда стремитесь оставлять часть сцепления в запасе. Соблюдайте эти правила, и правильная техника прохождения виража прочно войдет у вас в привычку - возможно, повороты станут вашим любимым развлечением за рулем. В общем,самый лаконичный принцип поворотной техники можно представить в форме слогана: «Притормози, посмотри, наклонись и катись». Именно его проповедуют в государственных мотошколах. Такие краткие и емкие слоганы очень полезны, потому что помогают запоминать детали.


Прохождение виража на низких скоростях

 

Мы знаем,что контрруление - лучший способ инициировать наклон в поворот и сохранить равновесие на вираже. Сейчас мы рассмотрим применение контрруления в крутых поворотах, которые нужно проходить на низкой скорости.

Умение быстро и чисто развернуться на 180° - очень важный навык, это безопасная альтернатива долгому и трудному процессу разворачивания на узкой дороге.


Наклон наружу (на внешнюю сторону виража)

 

Многие боятся крутых медленных поворотов из-за того, что в этом случае нужно сильнее наклонять мотоцикл, да еще делать это на низкой скорости - это действительно страшновато. Чтобы пройти такой поворот более гладко, наклон мотоцикла лучше уравновешивать и контролировать собственным весом. Для начала разберемся, почему на крутых виражах угол наклона должен быть как можно больше.

Представьте себе, что вы стоите рядом со своим мотоциклом. Возьмите его за руль и поверните его (руль) до предела влево; теперь проведите мотоцикл по кругу, не наклоняя. В этом случае радиус круга, который сделает мотоцикл, будет зависеть только от его рулевой геометрии. Это будет минимальный поворотный радиус вашего мотоцикла без наклона.

Единственный способ его уменьшить - это, делая поворот, наклонить мотоцикл. Посмотрите схему 15-1: на ней видно, почему при увеличении угла наклона уменьшается радиус поворота мотоцикла. На рисунке слева на схеме 15-1 вы видите, как шина поворачивается вокруг своего поворотного центра при нулевом наклоне, - это касается нашего первого эксперимента, когда вы вели мотоцикл по кругу, не наклоняя его. Здесь же показаны центр кривой и радиус поворота (Р°). На рисунке справа изображена та же шина, но при наклоне в 30°. В этом случае расстояние до центра круга остается прежним, только теперь уже этот «центр» располагается ниже поверхности дороги. Эффективный радиус поворота (В30) измеряется от точки на поверхности, которая находится непосредственно над реальным центром поворота. Вы видите, что расстояние до центра поворота при В30 меньше, чем при ВО. Чем больше угол наклона, тем острее получается этот «конус» и тем меньше становится эффективный радиус поворота.

На дороге радиус поворота будет зависеть от рулевой геометрии мотоцикла и угла наклона его колес относительно дороги. В наклоне вес мотоцикла, который тянет вниз сила тяжести, должен быть уравновешен центробежной силой, действующей на его центр тяжести (ЦТ) и тянущей этот ЦТ к внешней стороне виража. Вот здесь-то и можно, балансируя собственным телом, улучшить маневренность мотоцикла, если он едет на низкой скорости. Угол, под которым располагается общий центр тяжести (мотоцикла с сидящим на нем пилотом), - есть эффективный угол наклона.

 

Свешиваясь наружу (с противоположной повороту стороны), вы смещаете общий центр тяжести (мотоцикла и ваш) и тем самым можете влиять на его равновесие (и скорость), не изменяя при этом поворотного радиуса. То есть этот прием помогает сохранить равновесие при большем угле наклона мотоцикла, так как перемещение массы тела (значительное смещение общего центра тяжести) помогает сильнее наклонить мотоцикл, не увеличивая при этом эффективного угла наклона.

 

На схеме 15-2 показано, как смещение тела в сторону от поворота на нении с углом наклона мотоцикла. НМ на этой схеме означает наклон мотоцикла, это угол от вертикали до центральной оси мотоцикла. ЭН - это эффективный наклон, угол от вертикали до общего центра тяжести.

 

 

Когда вы наклоняетесь вместе с мотоциклом, угол наклона его и угол эффективного наклона равны, это показано на рисунке слева. Свешиваясь с мотоцикла в противоположную виражу сторону (рисунок справа), вы перемещаете свой вес (а, следовательно, и общий центр тяжести) в сторону. При этом уменьшается эффективный наклон, что позволяет вам наклонить мотоцикл еще сильнее (а значит, и уменьшить радиус поворота), не увеличивая при этом скорость. Последнее особенно важно, потому что угол наклона, необходимый, чтобы уменьшить радиус медленного поворота, нужно сохранять, а ускорение может привести к потере равновесия и сцепления

Но затягивать медленный поворот тоже можно только до определенной степени, здесь есть свои ограничители - величина дорожного просвета, например. В целом, когда вы немного смещаетесь в сторону от виража, вам легче сохранять контроль над мотоциклом и поддерживать его равновесие; вы чувствуете себя более уверенно, потому что словно бы меньше наклоняетесь, - ведь относительно мотоцикла ваше тело держится прямо.

Как это сделать

Итак, мы установили, что, используя в качестве противовеса собственное тело, проходить медленный поворот проще и безопаснее. Теперь разберем, как этот прием применить на практике. Все начинается с работы ног: вы приподнимаетесь и смещаетесь на внешнюю сторону, перенося почти весь свой вес на внешнюю подножку. Как и в любом другом повороте, смотрите туда, куда хотите доехать. В случае крутого разворота ваш подбородок должен почти упираться вам в плечо - смотрите внутрь поворота. Чем дальше от центральной линии вы отодвигаетесь, тем больше угол наклона мотоцикла и тем круче может быть траектория.

Слегка перемещайте верхнюю часть тела, пока не найдете точку равновесия для соответствующей скорости и данного радиуса поворота. Двигатель должен работать так, чтобы мотоцикл прошел по всему виражу. Ни в коем случае не закрывайте резко «газ» и не выжимайте сцепление - потеря мощности приведет к тому, что равновесие нарушится и мотоцикл упадет на низкую сторону. Но, с другой стороны, если вдруг оказывается, что мотоцикл наклонился слишком сильно, а скорректировать это собственным весом уже не получается, добавьте немного «газу». Мотоцикл сразу «воспрянет» - немного поднимется. Отработайте этот прием на безопасной территории, начиная с достаточно широкого радиуса. С укреплением навыка сужайте поворот. Вы должны научиться делать его на круге диаметром 8м- это чуть меньше, чем ширина двухполосной дороги.