Каталог товаров
25 октября 2020, 18:40

Стандарты сертификации мотоциклетных шлемов

Стандарты сертификации мотоциклетных шлемов

Стандарты сертификации шлемов ECE 22-05, DOT, Snell

Когда мотоциклист приходит в магазин, чтобы купить мотошлем, и начинает читать различные этикетки и лейблы, вполне вероятно, что у него возникает ряд вопросов. Происходит такое потому, что, несмотря на интересы и желание стандартизировать международные продажи, для сертификации мотошлемов по-прежнему используются многочисленные стандарты, применяемые к их характеристикам.

Некоторые стандарты являются государственными, а другие выпущены частными организациями. Эти стандарты имеют много отличий, но похожи в том, что все они определяют способность шлема поглощать удар. Также тестируется эффективность системы крепления на голове и такие аксессуары, как стекла.

Не менее важны вопросы, которые непосредственно не связаны со стандартами: такие как комфорт, вентиляция, вес, размер, цена, внешний вид и наличие в продаже. Есть две нестареющих догмы, которые должен знать каждый мотоциклист. Прежде всего, если вы сможете подробно рассказать разработчикам о той аварии, в которую вы попадете, они сделают самый лучший мотошлем для конкретного вида аварии. Во-вторых, вас не сможет защитить даже самый лучший шлем, если вы не будете его надевать.

Мотошлемы проектируют, выпускают и тестируют в соответствии с техническими стандартами. Тестирование технических характеристик конструкции мотошлема и измерение его параметров выполняется в лабораторных условиях, и, таким образом, измеряются характеристики шлема во время аварии. Несмотря на схожесть целей, методы и требования очень сильно отличаются в зависимости от того или иного стандарта.

Некоторые стандарты относительно просты, другие гораздо более сложные. Важно отметить, что ни один из стандартов не позволяет в точности имитировать все виды опасностей, которым подвергается мотоциклист при аварии. Главным образом, это связано с необходимостью обеспечить надежную и одинаково изменяющуюся среду при тестировании в лабораторных условиях, не говоря уже о том, что в реальных авариях присутствуют многочисленные переменные факторы.

На протяжении последних 25 лет проводилось несколько исследований мотоаварий, в которых пытались определить преимущества и недостатки шлемов в зависимости от требований того или иного стандарта (Hurt, 1981; Otte, 1991). В этих исследованиях не было отдано преимущество ни одному конкретному стандарту, поэтому производителям мотошлемов и частным мотоциклистам приходится сравнивать теоретические преимущества и недостатки различных стандартов.

Это не означает, что исследования не выявили важных различий между шлемами. Так как шлем лучше защищает те области, которые он закрывает, было выявлено, что дополнительная защитная площадь шлема всегда представляет собою дополнительную защиту: шлемы, которые полностью закрывают лицо, защищают лучше по сравнению со шлемами с открытым лицом, так как они закрывают большую площадь поверхности.

Исследование в Калифорнии (Hurt и другие, 1981) показало, что в 90% реальных аварий удары слабее или соответствуют уровню стандарта Министерства транспорта США для тестирования технических характеристик мотошлема - Federal Motor Vehicle Safety Standard No. 218 (который также называют FMVSS 218 или DOT).

Особенно важно подчеркнуть, что мотошлемы всегда эффективно снижали степень травм головы, независимо от того, требованиям какого стандарта они соответствовали. Единственным исключением являются имитационные шлемы, которые надевают во время проведения акций протеста против законов об обязательности шлемов. Эти так называемые «шлемы» не отвечают требованиям ни одного из существующих стандартов, и от них не следует ожидать какой-либо существенной защиты головы.

В Соединенных Штатах традиционно действуют два стандарта для тестирования мотошлемов. Стандарт FMVSS 218 или DOT является обязательным стандартом правительства США, и все мотошлемы должны соответствовать требованиям этого стандарта для того, чтобы их разрешалось продавать и легально использовать на дорогах.

Мемориальный Фонд Snell (SMF) был учрежден в 1957 году, после аварии во время гонок и гибели в результате многочисленных травм головы автогонщика Уильяма "Пита" Снелла (William "Pete" Snell). Фонд был организован, как некоммерческая организация, изучающая травмы головы и способы их предотвращения с помощью защитных шлемов. На основании своих исследований Фонд разработал стандарт одобрения/сертификации шлемов, который постоянно улучшается и редактируется каждые пять лет.

Если компания-производитель хочет получить сертификат Snell, она должна предоставить для проведения тестирования 5 шлемов. 4 шлема будут проходить собственно процедуру тестирования, а пятый экземпляр останется в Фонде в качестве образца. Если конструкция шлема проходит тесты, производитель заключает контракт с фондом Snell. По этому контракту SMF получает возможность закупать шлемы непосредственно у производителя и проводить постоянное тестирование, что обеспечивает контроль качества сертифицированной продукции.

Сертификация DOT выдвигает меньшие требования. Производитель шлемов сам тестирует свою продукцию и определяет, соответствует ли конструкция шлема стандарту Министерства Транспорта. Хотя производитель даже не обязан сообщать в Министерство о результатах тестирования своей продукции, DOT иногда проводит свои собственные тесты, а также устраивает выборочные проверки. Как бы то ни было, так как производитель не обязан информировать Министерство о результатах тестирования, сертификация DOT целиком основана на принципе "доверия".
В 2001 году Министерство Транспорта провело выборочные проверочные тесты 40 шлемов. 20% шлемов не смогли пройти сертификационные тесты, среди них: AFX, Fulmer, HJC, M2R, NEXL, THH. Но даже после того, как данные Министерства Транспорта были опубликованы, никто не мог заставить производителей шлемов внести необходимые изменения в конструкцию шлемов, чтобы они действительно отвечали стандартам DOT.

Таким образом, когда вы покупаете шлем сертифицированный стандартом DOT, у вас нет никакой гарантии, проводилось ли тестирование этого шлема вообще, или нет. С другой стороны, шлем, сертифицированный стандартом Snell, гарантированно проходит тщательный анализ и постоянный контроль качества. Кроме того, шлем, получивший сертификат Snell, одновременно соответствует и превосходит требования стандартов Министерства Транспорта.

Тем не менее, стандарты DOT важны, потому что они устанавливают необходимый минимальный уровень требований, которому должен соответствовать мотоциклетный шлем. Данные стандарты спасли жизнь огромному количеству мотоциклистов. Однако если вы хотите быть уверены, что шлем, которым вы пользуйтесь, прошел тщательные и независимые тесты, тогда нужно выбирать шлем с сертификацией Snell.

Третий стандарт подготовлен Экономическим Советом Европы (ECE), и, фактически, этот стандарт наиболее часто действует в различных странах – стандарт ECE 22.05 является обязательным в более чем 50 странах по всему миру. Тогда как все стандарты мотошлемов ставят своей целью контролировать характеристики мотошлема при защите головы мотоциклиста, некоторые технические требованиях стандартов существенно отличаются.

Американские мотоциклисты пользуются преимуществом, так как стандарт ECE 22.05 не противоречит непосредственным образом стандарту DOT. Выборочные тесты показывают, что шлемы, сертифицированные стандартом ECE, также отвечают требованиям стандарта FMVSS 218. Конечно же, не все шлемы, сертифицированные стандартом DOT, будут отвечать требованиям стандарта ECE 22.05, потому что европейский стандарт требует, чтобы тестирование проводилось на более высоких скоростях по сравнению с DOT.

Другим преимуществом стандарта ECE 22.05 является обязательное требование проведения тестирования партии прежде, чем она поступает к мотоциклистам, ездящим по дорогам. Для потребителя это означает, что качество шлема отвечает стандарту ECE 22.05, который требует проведения обязательного выборочного тестирования каждой выпущенной партии шлемов прежде, чем она уходит с завода, вместо того, чтобы проводить выборочное тестирование продукции уже после того, как дилерам отправили тысячи единиц шлемов неизвестного качества.

Ни один из шлемов, разработанный по тому или иному стандарту, не может обеспечить максимальную защиту во всех типах аварий, и ни один из шлемов не может защитить мотоциклиста от всех возможных ударов. Шлемы могут разрабатывать так, чтобы они обеспечивали дополнительную защиту, например, полные шлемы в отличие от шлемов с открытым лицом, но дополнительная защита приводит к увеличению веса шлема.

Какой вес вы хотите носить на голове? Если вам не понравятся шлемы с меньшей степенью защиты, вы купите шлем, который будет закрывать почти всю голову, а его вес составит около 1,4 кг. Если вы выберете мотошлем, который отвечает требованиям более жесткого стандарта ECE 22.05, вы снизите этот вес и обеспечите себя максимальной защитой.

Какой шлем вы будете искать, если вас не устраивает шлем, который сертифицирован лишь стандартом правительства США – DOT? Как правило, раньше американские мотоциклисты искали наклейки Snell, но в последнее время появились и другие заслуживающие внимания альтернативные организации. Стандартом ECE 22.05 пользуются в более чем 50 странах мира, включая Германию - страну, в которой, как известно, очень внимательно относятся к личной защите и безопасности.

Шлемы, сертифицированные стандартом ECE 22.05, разрешается использовать в соревнованиях AMA, CCS, FIM, Formula-USA и WERA, и ими пользуется почти каждый профессиональный мотогонщик, участвующий в чемпионатах мира по шоссейно-кольцевым гонкам, мотокроссу, а также в гонках по бездорожью, включая самые престижные мотогонки – Мото Гран-при. Мотошлемы, сертифицированные одновременно стандартами DOT и ECE 22.05, обеспечивают наивысший уровень защиты в реальных условиях, а также обладают невысоким весом, оказывающим влияние на комфортабельность во время использования на протяжении всего дня и на способности мотоциклиста.