Каталог товаров
18 января 2010, 0:00

Тест масел 2T. Чье масло масленнее?

Тест масел 2T. Чье масло масленнее?

Вопрос вопросов для всея мотоциклистов - какое масло заливать? Еще больше он обострился в последнее время: десятки сортов смазочных материалов заполонили прилавки магазинов. Свобода выбора - папка о двух концах: в вас вселяется сомнение, что подойдет лучше всего для любимого аппарата, не прогадать бы. А тут еще реклама, способная кого угодно ввести в заблуждение. Вот мы и решили помочь читателю во всем этом разобраться. Собрали образцы наиболее популярных производителей и провели цикл лабораторных испытаний. Начали с масел для двухтактных двигателей.

       Разберемся вначале, чем "двухтактные" масла принципиально отличаются от "четырехтактных". Требования к последним жестче, ведь в четырехтактном двигателе масло "работает" несколько тысяч километров. Множество присадок в нем рассчитано на длительный срок службы, а потому они совершенно бесполезны в "двухтактнике". Мало того, даже вредны: не сгорая полностью, присадки оставляют в моторе трудноудалимые отложения. В двухтактном двигателе масло, сгорая вместе с бензином, фактически вылетает в трубу, и требования к его смазывающим свойствам не столь жесткие. Поэтому любое «четырехтактное» масло может заменить «двухтактное», но не наоборот.

       Главные же требования к "двухтактному" маслу - его полное и бездымное сгорание, во-первых, и свойство равномерно растворяться в бензине, во-вторых. Последнее особенно важно для категории масел "self mix" (самосмешивающихся), предназначенных для систем раздельной смазки (если же на упаковке надпись "pre mix", значит, масло надо мешать с бензином).

       До недавнего времени по всей стране мотоциклисты использовали в двухтактных моторах М8В1 или М10Г2к (так называемое "камазовское"), но мечтали достать авиационное МС-20. Мы решили и их испытать - вне зачета. А "конкурсные" - целый ряд импортных: "Ликви Моли" (Liqui Moly), "Шелл" (Shell), "Эссо" (Esso), "Тексако" (Texaco), "Моторекс" (Motorex), "Айпоун" (Ipone), "Кастрол" (Castrol), "Вальволин" (Valvoline), "Мотюль" (Motul), почти от всех фирм-производителей по два вида, а также отечественное масло для двухтактных двигателей МГД-14М.

       Для того чтобы оценить качество содержания упаковок с пестрыми этикетками, обратились в лабораторию АО "ЗиЛ", где доверили образцы масел специалистам. Чтобы избежать пристрастий и предвзятостей, разлили их по бутылкам без указания происхождения содержимого и пометили только ни о чем не говерящими номерами.

       Испытания смазывающих свойств показали ошеломляющие результаты. Оказалось, что у многих зарубежных "двухтактных" эти свойства не лучше, чем у отечественных "четырехтактных" М8В1 и М10Г2к (вспомните, что мы говорили в самом начале о преимуществах «четырехтактных»). При этом разница между полусинтетическими и синтетическими крайне мала. И еще одно открытие: старое доброе авиационное МС-20 - предел мечтаний многих — уступает почти всем. Неудивительно, ведь в нем нет ни одной присадки. Вывод: на отечественных "четырехтактных" маслах ездить можно безбоязненно. Но учтите, что, залив их в бак, придется мириться с повышенным нагарообразованием и чрезмерной дымностью. И регулярно чистить нагар в двигателе, иначе есть риск загубить его.

       А теперь приготовьтесь - вас ожидает шок. Провоцирует его "гадкий утенок" - МГД-14М. Эта отечественная "минералка" по антизадирным свойствам уступает только синтетическому "Айпоун Samourai", но вместе с тем превосходит его, как и все остальные, по противоизносным свойствам! Отсюда вывод: не все то золото, что заграничное, не все дрянь, что наше. МГД-14М вполне способно заменить импортные масла даже на форсированных "двухтактниках".

       Для наглядности мы решили преобразовать абсолютные величины трех важнейших параметров - критической нагрузки (характеризующей смазывающие свойства), диаметра пятна износа (противоизносные свойства) и температуры вспышки (показывающей способность масла воспламеняться) - в баллы. Худшие показатели оценили единичкой, лучшие - десяткой. Честно говоря, с температурой вспышки не все однозначно: многие снижают ее специально, чтобы "вписаться" в жесткие экологические требования. Но у нас не Европа - дымность выхлопа не нормируется. И ладно: мотоциклов в стране пока несравнимо меньше, чем автомобилей. Поэтому для оценки температуры вспышки ввели коэффициент значимости - 0,8. Кстати, величина критической нагрузки важна для двигателей, работающих в экстремальных режимах, т. е. для имеющих отношение к спорту, а диаметр пятна износа — для обычных дорожных байков.

       Возьмите на заметку: продолжительность жизни вашего двигателя зависит не только от достоинств масла, но и в несравнимо большей степени - от концентрации его в бензине. Мотор - что каша: маслом не испортишь. Не экономьте, при регулярной эксплуатации мотоциклов в дорожных условиях не разбавляйте масло в бензине жиже, чем 1:50. Поверьте, лучше лишний раз нагар почистить.

МГД-14М
25 баллов $1
Минеральное масло для смеси с бензином
Своим первым местом марка обязана уникальному сочетанию высоких показателей. Может применяться в самых разных мотоциклах, от спортивных до дорожных. Косвенный, но, тем не менее, серьезный недостаток - его упаковка. Отсутствие каких-либо средств и способов ее защиты позволяет не чистым на руку дельцам налить в подобную банку все что угодно.

Ipone Samourai Racing

Ipone Samourai Racing
23 балла $12
Синтетическое масло для смеси с бензином
Чрезвычайно высокие смазывающие свойства вознесли это масло на вершину рейтинга, не смотря на скромные противоизносные качества. Рекомендуем для высокофорсированных (особенно спортивных) моторов. Уникальная упаковка со встроенной мерной емкостью облегчает приготовление смеси.

Valvoline Competition 2Т

Valvoline Competition 2Т
17 баллов $4,5
Полусинтетическое масло для смеси с бензином
Не самые выдающиеся противоизносные свойства на фоне приличных смазывающих и высокой температуры вспышки жестко ориентируют продукт на спортивное использование.

Motul 800 Racing Syntec

Motul 800 Racing Syntec
16 баллов $12,5
Синтетическое масло для смеси с бензином
И вновь - масло для спорта. Марка представлена в нашей стране много лет и успела зарекомендовать себя с самой лучшей стороны.

Castrol Super TT

Castrol Super TT
16 баллов $5,4
Полусинтетическое масло самосмешивающееся
Идеальное средство для дорожного мотоцикла или скутера. Причина тому - высочайшие противоизносные свойства.

Liqui Moly Synth 2T

Liqui Moly Synth 2T
15 баллов $9,5
Синтетическое масло самосмешивающееся
Универсальный продукт в лучшем смысле слова. Способен выдерживать третью по величине критическую нагрузку среди сравниваемых средств. Подходит и для экстремальных покатушек, и для интенсивной дорожной эксплуатации.

Valvoline Racing 2T

Valvoline Racing 2T
14 баллов $9,2
Синтетическое масло для смеси с бензином
Неплохое сочетание параметров, но противоизносные свойства не высоки. Лучше всего применять при спортивной езде.

Liqui Moly 2Т

Liqui Moly 2Т
13 баллов $4,5
Полусинтетическое масло самосмешивающееся
Типичное масло для дорожных мотоциклов и скутеров со средним сочетанием показателей. Сфера применения - самая широкая, кроме спорта.

Texaco Motex 2T-X

Texaco Motex 2T-X
12 баллов $4,8
Полусинтетическое масло самосмешивающееся
Высокие смазывающие свойства и малая вязкость определяют сферу применения масла - оно для систем с раздельной смазкой в высокофорсированных моторах.

Texaco Motex 2Т

Texaco Motex 2Т
12 баллов $4,6
Минеральное масло самосмешивающееся
Отличные противоизносные свойства, худшие - смазывающие. От форсированных двигателей его лучше держать подальше. Зато в "Иж" пойдет. А еще лучше - в бензопилу или газонокосилку.

Ipone R2000

Ipone R2000
12 баллов $11
Полусинтетическое масло самосмешивающееся
В отличие от синтетического Samourai, образец не показал выдающихся результатов. Неясно и то, как продукт отмеривать - шкалы в канистрах-упаковках нет. Нельзя умолчать: цена, на наш взгляд, явно завышена.

Motul Motolube AS

Motul Motolube AS
11 баллов $6,2
Полусинтетическое масло самосмешивающееся
Подходящий вариант для форсированных двигателей с раздельной системой смазки. Не лучшие противоизносные свойства с лихвой компенсируются высокими показателями критической нагрузки.

Esso Synthetic 2T

Esso Synthetic 2T
11 баллов $7
Синтетическое масло самосмешивающееся
Универсальное средство. Вроде бы все отдельно взятые параметры и ничего... Подпортили картину невысокие противоизносные свойства. Пол-литровая упаковка очень удобна.

Shell Advance VSX

Shell Advance VSX
8 баллов $5,4
Полусинтетическое масло самосмешивающееся
Средние показатели - самое обычное масло для дорожного байка. В упаковках может встретиться негерметичная крышка не ленитесь, проверяйте при покупке.

Shell Advance S 2T

Shell Advance S 2T
11 баллов $4,2
Минеральное масло самосмешивающееся
Масло не зря пользуется популярностью - показатели немногим хуже, чем у более дорогих «полусинтетических» собратьев.

Castrol TTS Racing Syntec

Castrol TTS Racing Syntec
8 баллов $11,5
Синтетическое масло самосмешивающееся
Неплохой вариант для форсированных двигателей, но невысокие противоизносные свойства отодвигают это масло в «хвост» нашего рейтинга.

Esso Special 2T

Esso Special 2T
8 баллов $4
Полусинтетическое масло самосмешивающееся
Невысокие противоизносные свойства откинули неплохое в общем-то масло в конец рейтинга.

Motorex Cross Power

Motorex Cross Power
6 баллов $11
Синтетическое масло самосмешивающееся
Хорошие смазывающие свойства сильно подпорчены никудышными противоизносными.

       Соотношение цена-качество каждого сорта масла вам поможет определить составленная диаграмма. По вертикали мы отложили "заработанные" образцами баллы, по горизонтали - их цену в долларах. И разделили полученное поле диагональю пополам. Проанализируйте диаграмму и задумайтесь: не заставляют ли вас переплачивать за масла, оказавшиеся правее диагонали?

       Послесловие. Казалось бы, фантастика - отечественное МГД-14М обходит именитых мировых производителей! На самом деле ничего удивительного нет - ведь нашей минеральной основой пользуются лучшие зарубежные фирмы, а российские заводы, в свою очередь, пользуются тем же пакетом присадок, что и производители самых "громких" марок. Вот только дешевая упаковка прямо-таки провоцирует на подделки. Не промахнитесь!

       И главный вывод: в нашем рейтинге нет плохих масел. Но каждое из них должно соответствовать условиям эксплуатации. Смотрите не на цену, а на параметры жидкостей. Скажем, "гоночная" "синтетика" - не лучший выбор для скутера. И наооборот. Так что, воспользовавшись нашей информацией, вы сможете продлить жизнь своему аппарату.

       Методика испытаний масел отработана много лет назад и в проведении не слишком сложна. Так, сопротивляемость смазки критическим нагрузкам оценивается на четырехшариковой машине. Принцип ее действия сродни сверлильному станку, в котором вместо сверла - четыре шарика, скрепленные в форме пирамидки. Они давят на пластину, смоченную испытуемым маслом. Во время 10-секундного теста верхний шарик вращается со скоростью 1,5 тысячи оборотов в минуту, а нагрузку на него повышают раз за разом, пока на пластине не появится задир (значит, наступила критическая нагрузка), а затем до состояния, когда шарики свариваются друг с другом (нагрузка сваривания). Диаметр пятна износа, характеризующий противоизносные свойства масла, - результат часовых испытаний при эталонной нагрузке.

       Индекс вязкости показывает, насколько масло склонно к застыванию: чем индекс выше, тем лучше масло ведет себя в мороз. Если индекс чуть больше сотни, точка застывания находится на уровне минус 15-20°С.

       В заключение считаю своим долгом предупредить, что никакие результаты лабораторных испытаний не являются абсолютными и должны дополняться тестами в реальных двигателях.

Название масел

Вязкость при 100°С, мм2/с

Вязкость при 40°С, мм2/с

Индекс вязкости

Температура вспышки, °С (баллы)

Нагрузка критическая, Н (баллы)

Нагрузка сваривания, Н

Индекс задира

Диаметр износа, мм (баллы)

МГД-14М

14,2

152,6

89

256 (7)

980 (8)

1646

46,5

0,45 (10)

Кастрол Super ТТ

9,1

67,2

112

144 (3)

735 (4)

1382

30,7

0,5 (9)

Кастрол TTS Racing Syntec

7,2

37,6

159

100 (2)

657 (3)

1470

31,2

0,9 (3)

Мотюль Motolube AS

9,7

61,1

142

102 (2)

735 (4)

1382

31,2

0,75 (5)

Мотюль 800 Racing Syntec

16,2

127,5

135

276 (8)

735 (4)

1568

31,2

0,79 (4)

Шелл Advance S 2T

10,2

82,5

102

186 (5)

588 (2)

1382

24,8

0,8 (4)

Шелл Advance VSX 2T

7,3

42,7

113

104 (2)

617 (2)

1470

30,1

0,8 (4)

Вальволин Competition 2T

20,1

218,7

103

210 (6)

657 (3)

1568

31,0

0,6 (8)

Вальволин Racing 2T

18,3

163,4

110

258 (7)

657 (3)

1470

31,7

0,85 (4)

Ликви Моли 2Т

6,8

40,1

110

140 (3)

617 (2)

1382

29,6

0,6 (8)

Ликви Моли Synth 2T

11,0

64,9

124

86 (2)

872 (6)

1470

38,6

0,66 (7)

Айпоун R 2000

9,7

58,0

120

78 (2)

588 (2)

1568

26,0

0,6 (8)

Айпоун Samourai Racing

16,6

128,4

116

268 (8)

1098 (10)

1568

47,7

0,75 (5)

Эссо Special 2T

11,5

82,7

101

96 (2)

784 (5)

1568

39,1

1,0 (1)

Эссо Synthetic 2T

10.7

65,0

121

96 (2)

696 (3)

1470

30,9

0,7 (6)

Моторекс Cross Power

11,9

71,5

124

68 (1)

735 (4)

1470

33,9

1,0 (1)

Тексако Motex 2T

7,4

46,0

109

84 (2)

549 (1)

1470

24,9

0,52 (9)

Тексако Motex 2T-X

10,8

70,7

116

90 (2)

832 (6)

1470

39,5

0,82 (4)

М8В1

8,0

65,0

102

208

760

2058

34

0,45

М10Г2к

10

83

90

215

823

1842

40

0,5

МС-20

19,2

190

80

270

588

1640

26,4

0,75