Каталог товаров
08 июня 2025, 19:40

Всё, что нужно знать об уходе за мотоциклетной цепью

Всё, что нужно знать об уходе за мотоциклетной цепью

Вы, как обычно, отправились прокатиться на своём мотоцикле, и вдруг заметили странные вибрации в районе подножек. Не стоит паниковать: со временем цепь, как и другие элементы мотоцикла, изнашивается, растягивается и требует внимания. «Опять что-то обслуживать!» — скажете вы. Но не всё так страшно. Современные цепи стали гораздо надёжнее и требуют меньше ухода. Однако даже самые современные технологии не отменяют необходимости регулярной проверки и обслуживания.

Если у вас ременной привод или кардан — эта статья вам, скорее всего, не пригодится. А вот владельцам цепных трансмиссий она поможет сохранить ваш мотоцикл в исправном состоянии и избежать серьёзных поломок.

Почему важно следить за цепью

Неправильный или нерегулярный уход может привести к обрыву цепи во время движения. Это может не только остановить мотоцикл, но и повредить двигатель, коробку передач — а в худшем случае и нанести вред вам. Порванная цепь может заклинить звезду, а дальше — дело техники: разрушения и дорогостоящий ремонт. Но всё это легко предотвратить, если вовремя обслуживать цепь.

Типы цепей и особенности ухода

1. Обычные цепи (без уплотнителей)

Это самые простые и недорогие цепи. У них нет внутренних уплотнителей, поэтому они требуют частой смазки и регулярной чистки. Тем не менее, их иногда предпочитают гонщики, так как они создают меньшее сопротивление.

2. O-Ring цепи

В них между боковыми пластинами и втулками установлены круглые резиновые уплотнители. Они удерживают смазку внутри звеньев и защищают от грязи. Такие цепи служат дольше и требуют меньше ухода, но всё же нуждаются в периодической смазке.

3. X-Ring цепи

Это усовершенствованный вариант O-Ring. Уплотнители Х-формы обеспечивают меньшую площадь трения, что делает их ещё более износостойкими. Например, DID утверждает, что X-Ring служат до 40% дольше O-Ring.

Как правильно чистить цепь

Перед смазкой необходимо убедиться, что цепь чистая:

  1. Поставьте мотоцикл на центральную подножку.

  2. Проверьте цепь на натяжение, наличие ржавчины и изгибов.

  3. Если цепь сильно натянута, заржавела или покрыта налётом — её пора менять.

  4. Для очистки используйте "Очиститель цепи Motul C1 Chain Clean" или керосин и мягкую щётку (особенно для цепей с уплотнителями). Жёсткая щётка подойдёт только для обычных цепей.

  5. После очистки дайте цепи высохнуть и нанесите смазку на тёплую цепь, чтобы она проникла внутрь звеньев.

Если после жёстких условий (например, езды по грязи) цепь сильно загрязнена — снимите её и полностью промойте в мягком растворителе.

Когда пора менять цепь

Если цепь растянулась, появилась ржавчина, звенья стали тугими — пора её менять. Простой способ проверить износ — оттянуть звено от задней звезды. Если оно уходит больше чем на ползуба — цепь изношена.

Также осмотрите звёзды: если зубья стали острыми или искривлёнными, то замену стоит провести одновременно с цепью. Новая цепь на изношенных звёздах изнашивается быстрее.

Замена цепи: пошаговая инструкция

Снятие старой цепи

  1. Включите нейтраль.

  2. Ослабьте заднюю ось и сдвиньте колесо вперёд.

  3. Найдите соединительное звено.

  4. Если звено с клипсой — снимите её отвёрткой. Если с заклёпкой — используйте специальный инструмент или аккуратно срежьте цепь болгаркой.

Замена звёзд

Производитель рекомендует менять цепь и звёзды вместе, особенно если звёзды алюминиевые. Стальные изнашиваются медленнее, но даже в этом случае лучше не экономить — новая цепь и старые звёзды могут не притереться друг к другу, что ускорит износ.

Установка новой цепи

  1. Подсчитайте количество звеньев на старой цепи и приобретите аналогичную.

  2. Наденьте цепь на переднюю и заднюю звёзды.

  3. Соедините звенья:

    • Для клипсовых звеньев (FJ/RJ): установите клипсу так, чтобы её закрытая часть была направлена по ходу движения цепи.

    • Для звеньев с заклёпками (ZJ): смажьте звено, установите сальники, боковую пластину и заклёпайте при помощи специального инструмента.

После установки проверьте натяжение цепи:

  • для дорожных мотоциклов: 20–30 мм,

  • для эндуро: 30–45 мм.

Ориентируйтесь на рекомендации производителя в сервисной книжке.

Стоит ли покупать заклёпочник?

Это полезный инструмент, особенно если вы регулярно обслуживаете цепь. Он упрощает процесс установки и делает его безопаснее. Как сказал один мотоциклист: «После покупки заклёпочника я уже не представляю, как обходился без него раньше».Своевременный уход за цепью — это гарантия безопасности, экономия на ремонте и комфортная езда. Следите за состоянием цепи, и она прослужит вам долго, а мотоцикл будет радовать вас стабильной работой.